Вопросов нововведения вызывают много. Главный из них — на кого же будут распространяться новые санкции? И как быть с теми, кто уже получил дисквалификацию? Начальник управления спорта Министерства спорта и туризма Геннадий ТАПУНОВ объясняет нюансы предстоящих перемен:
— «Финансовое» положение разработано в дополнение к указу Президента о противодействии допингу. Указ вступает в силу с 27 ноября, и именно с этой даты будут применяться все подразумеваемые санкции. В том числе и к тем спортсменам, кто будет дисквалифицирован за допинг-пробы, сданные до 27 ноября. Другими словами, если вдруг после перепроверки положительной окажется допинг-проба кого-либо из участников Олимпиад в Рио-де-Жанейро или Пхенчхане, им придется вернуть все полученные средства. Вернут их и те, кто сдал оказавшуюся положительной пробу до 27 ноября, но решение по ней было принято после этой даты. Не могу сказать, что существовавшие прежде рычаги борьбы с допингом не работают или же потерян контроль над ситуацией. В первую очередь оговоренные в указе финансовые последствия — превентивная мера. Спортсмены должны понимать, что последствия неотвратимы и касаются не только медали или дисквалификации, но и материальных благ. Это логично: ведь страна в этом случае вместо повода для гордости получит лишение медали, удар по международному авторитету и негативное общественное мнение.
Перспектива потерять большую часть заработанных средств, к которым, к слову, относятся не только прилагающиеся к олимпийской медали призовые, но также президентские стипендии (зарплата под действие указа не подпадает), может вызвать немало споров. Но недовольных Геннадий Тапунов призывает взглянуть на мировую практику. Рублем попавшихся на допинге спортсменов наказывают во всем мире. Отличаются только способы:
— ВАДА нам не единожды указывало на общемировую практику и рекомендует всем международным и национальным федерациям в случае дисквалификации спортсменов заставлять их возвращать средства, которые они получили незаконным путем. Есть рекламные контракты, спонсоры… Самые яркие примеры, которые знает весь мир, — возврат многомиллионных призовых и рекламных гонораров велосипедистом Лэнсом Армстронгом и легкоатлеткой Мэрион Джонс.
Убедившись, что без реальных финансовых последствий для виновных вся допинговая борьба сводится к сотрясанию воздуха, большинство международных федераций возврат призовых называет одним из главных (наряду с тремя отрицательными допинг-тестами) условий возобновления спортивной карьеры после окончания дисквалификации. Одна из первых подобную практику ввела Международная федерация легкой атлетики, и, к слову, именно финансовый вопрос сегодня является шлагбаумом, который не позволяет выйти в сектор нашей толкательнице ядра Надежде Остапчук. Аналогичная отсылка, по словам Тапунова, есть и в обсуждаемом сегодня указе Президента:
— Формулировка однозначная: спортсмены и, что важно, их персонал в период дисквалификации не могут осуществлять педагогическую деятельность в спорте и обязаны возместить всю сумму денежных средств, которые были получены, в соответствии с Указом Президента № 190 и президентские стипендии. Перспектива потерять не только медаль, но и внушительную сумму денег, должна заставить спортсменов и их персонал задуматься о целесообразности риска.
Суммы, которые необходимо вернуть, будут рассчитываться согласно утвержденному приложению. Есть даже возможность получить рассрочку на полгода.
— Почти все истории с дисквалификациями и возвратами огромных сумм призовых после перепроверки проб связаны с очень «древними» препаратами или несовершенством технологий их обнаружения. По большому счету, в нынешних условиях уже нет смысла хранить пробы 10 лет — определяется практически все и очень быстро. С другой стороны, ВАДА подчеркивает, что спортсмен несет ответственность за все, что попадает в его организм. Дарья Домрачева, сколько раз ни участвовала в официальных мероприятиях, всегда приносила с собой закрытую бутылку воды и пила только из нее. Она понимает степень риска и уровень ответственности: почему так не могут вести себя остальные профессиональные спортсмены?